В дискуссии приняли участие порядка 40 производителей продукции на растительной основе, производители ароматизаторов и ингредиентов, логистические компании, ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН, эксперты рынка ЗОЖ и растительной продукции.
Новые экономические условия заставляют вносить корректировки в уже налаженные каналы коммуникации и производственные процессы. С нарушением логистических цепочек, изменением курса национальной валюты и закрытием границ возник дефицит ряда ключевых ингредиентов и сырья.
«Ряд позиций в скором времени будут замещены аналогами из других стран, с кем товарооборот возможен, заверили нас поставщики и производители ароматизаторов и ингредиентов. Однако острая проблема – увеличение стоимости готовой продукции на растительной основе. В текущих условиях важно сохранить на нее спрос и оптимизировать производство так, чтобы не допустить резкого скачка цен», — рассказал со-основатель Ассоциации производителей альтернативных продуктов питания Артём Пономарёв.
Один из инструментов адаптации производителей к текущим рыночным реалиям — оптимизация рецептурной и производственной себестоимости продукции. Здесь производителям важно соблюсти баланс между нынешними покупательскими возможностями потребителей и сохранением качественного состава. Участники рынка осознают, что оптимизация ассортиментной линейки за счет качества продукта негативно скажется как на отношении с уже существующими потребителями, так и с потенциальными покупателями. В этой связи компании работают над пересмотром текущего ассортимента, целью которого является фокус на бестселлерах.
«Производители в силу дефицита ряда ингредиентов уже отказались от малорентабельных позиций в пользу ходовых. Кроме того, отказались от более привлекательных для потребителя этикеток, заменяя их упрощенными и бюджетными аналогами. Также для замещения ингредиентов без потери вкуса удалось найти российских производителей сырья, оптимизировать технологию производства без потери вкусовой айдентики. Главное, что никто не остается один на один с возникающими вызовами. Органы государственной власти, общественные организации и профессиональное сообщество вместе стараются найти оптимальное решение», — отметила исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе Валерия Родина.
Самым проблемным вопросом остается доступность некоторых функциональных ингредиентов, вкусоароматических добавок и упаковочных материалов. Импорт многих позиций значительно усложнился. Сегодня производители сегодня испытывают дефицит по следующим позициям: кокосовое молоко, масло и стружка; финиковый сироп, паста и порошок; сироп агавы, батат, соевый лецитин, гороховый изолят, крахмалы, ксантановая камедь, аскорбиновая кислота, масло какао, декстроза, эритрит, какао тертое, сушеная клубника и т.д.
Кроме этого, представители бизнеса, реализующие инвестиционные проекты по расширению производства, назвали ряд необходимого оборудования, которое планировалось приобрести, но теперь возникли трудности с поставками. В частности, речь идет о линиях для розлива, фасовки, стерилизации и пастеризации.
«Мы подготовили перечень оборудования, сырья и упаковочных материалов, по которым производителям требуется помощь государства. Весь список мы направили в «Агроэкспорт» при Минсельхозе России, который аккумулирует информацию для дальнейшей разработки мер оказания поддержки бизнесу. Будем надеяться, что по ряду критически важных направлений такая помощь будет оказана», — добавила Валерия Родина.
Дефицит упаковочного сырья привел к повышению себестоимости продукции на растительной основе. Некоторые производители вынуждены отказываться от привычных видов материалов из-за отсутствия иных вариантов. Например, перейти от использования качественного барьерного пластика на более экономичный аналог.
«Подобные переходы напрямую могут затронуть рентабельность бизнеса, т.к. срок хранения продукции значительно снижается, а работать с торговыми сетями при коротких сроках годности продукции не всегда выгодно. С учетом отсрочек по платежам со стороны торговых сетей у производителей возникают кассовые разрывы, препятствующие операционной деятельности. Здесь может помочь факторинг с стороны государства в отношении предприятий малого и среднего бизнеса», — добавил один из участников дискуссии.
Ожидаемое традиционное увеличение спроса на растительную продукцию во время Великого поста не стало повсеместным явлением — продажи выросли не у всех производителей. Решающим фактором поведения потребителей стала цена на готовую продукцию. Покупатель голосует «рублем» и ориентируется на более низкую ценовую категорию.
«Участники дискуссии отметили, что в ближайшем будущем ожидается изменение вкусовых ориентиров с парадигмы Запада на Восток. Например, бургер — западное блюдо. Возможно, появится новое популярное блюдо, но из Азии, уверены эксперты. Впоследствии мы увидим новые наименования блюд, изменится вкусовая база, включая ингредиенты и ароматизаторы. Это возможность для инновационных продуктов поразить потребителей не только своими вкусами, но и функциональностью. Это шанс повлиять на формирование новых вкусовых ориентиров», — подытожила исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе.
«Мы впервые провели такое масштабное совместное мероприятие, где обсудили ключевые проблемы индустрии, услышали из «первых уст» тревожные вопросы. Вся информация будет систематизирована и обработана, будут выработаны соответствующие рекомендации по мерам поддержки и направлены в соответствующие ведомства. Производителям важно объединиться и пойти по новому вектору развития, который позволит не просто сохранить, но и преумножить результаты», — резюмировал сооснователь Ассоциации производителей альтернативных продуктов питания.