Развитие категории здоровых и растительных продуктов в 2023 году
На продовольственном рынке в России продолжают происходит изменения в различных категориях товаров. Потребители безусловно предпочитают экономить на продуктах питания при неизбежном росте себестоимости в условиях снижения реальных доходов населения.
Но при сложившимся всеобщем тренде, интересную динамику продолжает показывать категория органических, растительных и здоровых продуктов, которая остается по-прежнему востребованной среди целевой аудитории и продолжает свое развитие.
Покупатели на сегодняшний день чаще делают выбор в сторону полезного питания и уделяют особое внимание качеству потребляемой еды. Это объясняется тем, что российский рынок продуктов “Health and Wellness” демонстрировал рост в среднем на 8,5% в год на протяжении последних 5 лет.
Востребованными также становятся категории функциональных и свободных от нежелательных добавок продуктов. Таким образом, популяризация среди слоев населения осознанного потребления стимулирует в умеренном темпе рост присутствия на продовольственной полке товаров с более здоровым, экологичным и безопасным составом продуктов.
По данным ЦИПП Роскачества 86% людей, принявших участие в опросе в 2022 году, стремятся к соблюдению правил правильного питания. При явном потребительском интересе, 73% убеждены, что натуральных и полезных продуктов для организма до сих пор меньше, чем необходимо.
Таким образом, тренд на здоровое питание создает большое количество возможностей для производителей в расширении продуктовой линейки. Например, в Европе 6 из 10 миллениалов и центениалов хотят видеть веганские предложения в портфеле каждого бренда.
Более того, потребители готовы переплачивать за более полезные товары. По данным Роскачества 63% опрошенных указали, что готовы платить больше за продукт, который является более полезным для организма, а 52% готовы переплачивать за продукт с безопасным составом.
Также, на фоне сложившейся ситуации, федеральные розничные сети все чаще поддерживают фермерские хозяйства и местных производителей. Например, по данным Азбуки Вкуса прирост в товарообороте органической продукции с 2021 по 2022 году в молочной и мясной категории составил 40%.
Категория продуктов на растительной основе продолжает уверенно расти и расширяться.
На рынке мясных растительных продуктов высокую положительную динамику показывает замороженная растительная продукция. Средний рост этой категории составляет 20% в год по данным NielsenIQ. Категория растительного молока в 2022 году сохранила положительную динамику в ценовом выражении. Но стоит отметить, что на нашем рынке также появляются новые категории товаров на растительной основе, такие как растительные яйца, сыры, йогурт, десерты, кондитерские изделия и прочее. По оценке NielsenIQ, к 2030 году рынок растительной продукции в стране увеличится в 5 раз, а его оборот достигнет 50–100 млрд руб.
Союз производителей продукции на растительной основе ведет активную работу по консолидации отрасли, в том числе по направлению стандартизации.
Хотелось бы отметить, что для экологической повестки увеличения производства растительных продуктов имеет решающее значение. Например, по оценке экспертов, переход 10% продовольственного рынка на растительное питание полностью нейтрализует негативный след от авиационных перевозок по всему миру в год.